Главная
Блоги
Андрей Левицкий
Андрей Левицкий
Андрей Левицкий
Андрей Левицкий — писатель, сценарист компьютерных игр, создавший (в том числе в соавторстве) ряд произведений, ставших одними из самых популярных в серии книг по вселенной S.T.A.L.K.E.R. http://vk.com/levitsk
Главная
Блоги
Андрей Левицкий
23.12.2014
22:48 / 23.12.2014 35
(15 оценок)

Называйте героя одним именем!

Один из способов - я точно знаю :) - для редактора определить, стоит ли дальше читать пришедший в издательство текст незнакомого автора или не стоит, это поглядеть, какое количество имен и эпитетов автор употребляет для главного героя.

 

"Света вошла в квартиру, позевывая - наступила ночь, спать хотелось неимоверно. Увы, ночная смена в магазине длится до одиннадцати. Закрыв за собой дверь, Лана включила свет в коридоре, скинула туфли и быстро направилась в ванную комнату, но едва не споткнулась, увидев на полу темное пятно. Светлана замерла, приоткрыв рот. С перепугу она едва не вскрикнула. Кровь! В свете лампы девушка отчетливо поняла это! Продавщица вино-водочного отдела попятилась, услышав шум на кухне. И тут лампочка погасла сама собой. Придушенно ахнув, Светочка метнулась к двери, но дорогу перепуганной служительнице Гермеса и Бахуса заступила невесть откуда взявшаяся темная фигура. Демоническим голосом страшное существо закричало: НЕЛЬЗЯ, БЛИН, НАЗЫВАТЬ ОДНОГО ГЕРОЯ ТРЕМЯ ИМЕНАМИ И ПЯТЬЮ ЭПИТЕТАМИ НА ОДНОЙ СТРАНИЦЕ! ВСЕГДА, ВСЕГДА, ВСЕГДА В ПРИСТОЙНО НАПИСАННОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ ДОСТАТОЧНО ОДНОГО (1) ИМЕНИ, ОДНОГО (1) МЕСТОИМЕНИЯ И ОДНОГО (1) ЭПИТЕТА ДЛЯ ОДНОГО ПЕРСОНАЖА! НУЖНО ПРОСТО УМЕЛО СТРОИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И АБЗАЦЫ! ЛИШЬ В РЕДКИХ СЛУЧАЯХ, ПРИ ОПИСАНИИ АКТИВНОГО ДЕЙСТВИЯ, ДОПУСТИМО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЕЩЕ ОДИН (НО ТОЛЬКО ОДИН!) ЭПИТЕТ ВРОДЕ "ВОИН", "СТАЛКЕР", "ВЕДЬМА", "СМЕЛАЯ ИСКАТЕЛЬНИЦА ПРИКЛЮЧЕНИЙ" И Т.П.! ТЫ ПОНЯЛА ЭТО?! ДУРА!"

35 комментариев
Семён Вейколайнен
Семён Вейколайнен 22 Февраль 2015 21:50
Есть писатели с мнением " ну я понял и они поймут" и по содержанию интересно, читать можно. Но не читается.
7 лет назад | Ответить
Евгений Меньшаков 07 Январь 2015 23:55
Прям гайд для начинающих))))
7 лет назад | Ответить
Полста 24 Декабрь 2014 17:39
Я недавно листал книгу, где в каждом абзаце автор называет ГГ и других персонажей молодой человек или молодые люди. Это сильно выбешивает.
7 лет назад | Ответить
Ирин КаХр 06 Январь 2015 23:10
Полста, Очень понимаю. Похожая ситуация. Читала книгу "Академия теней". Так от обилия Прекрасных к середине просто перестала воспринимать кто где, кто есть кто. Прекрасны были все, девушки, парни, драконы, демоны, убийцы, вампиры..
7 лет назад | Ответить
Павел Пименов 27 Декабрь 2014 23:25
Вставлю свои пять копеек. (Совсем не писатель, написал 2 рассказа всего и оба плохие)
В примере прозвища не соответствуют обстановке.
Скажем, вместо "Продавщица попятилась" уместно бы смотрелось "испуганная девушка попятилась". Я ничего такого криминального в моём варианте не вижу. Сразу образ виден, имхо. Клише, возможно, но мне не режет глаз.
То есть я к тому, что прозвища и эпитеты должны соответствовать обстановке.
И ещё на заметку: обращение "девушка" типично для обслуживающего персонала. Стюардессы, продавщицы, билетёрши - все девушки, даже старушки. :))
7 лет назад | Ответить
Алина Лис 27 Декабрь 2014 20:47
Сьер Томазо Бенони, придворный астролог и хиромант, начал выбираться наружу.

Был он чудовищно жирен, с кожей мучнисто-белого цвета, наводившей на мысли о проказе. Широкие одежды не могли скрыть уродства астролога, да сьер Томазо и не пытался его спрятать. Ноги плохо служили звездочету, дрожа в коленях от непомерной тяжести, но все-таки астролог целых пять шагов сделал самостоятельно, прежде чем нубийцы подхватили его под локти. Дальше он скорее висел, нежели шел, хотя Густав Быстрый соизволил обернуться к сьеру Томазо, ободряюще улыбаясь. Герцог давно привык к телосложению и болезненности верного пророка, точно так же, как привык к силе и здоровью собственных домочадцев.

(...)

Признавая за астрологом множество высоких достоинств, герцог двигался сейчас нарочито медленно, дабы сьер Томазо мог уследить за господином и оценить расположение. Это искусство – укрощать порывы тела, неудержимого в бою – Густав-Хальдред освоил с детства. Впрочем, в данном случае его высочество действовал, скорее подчеркивая благоволение, нежели по необходимости. Скорбный телом звездочет успевал подмечать и делать выводы куда быстрее, чем большинство вполне здоровых людей.

(...)

Мейстер Филипп ван Асхе вторую неделю жил в замке, оставив свой городской дом на попечение экономки. Неотступно следуя за молодым наследником (в самом скором времени, согласно решению отца – графом цу Рейвиш), мейстер Филипп делал это с завидным обаянием. Когда, обнажившись по пояс, юноша состязался в воинской науке с дружинниками и собственным гюрвеналом, мейстер Филипп восторженно рукоплескал каждой его победе. На охоте, видя, как будущий граф прямо с седла ловит за уши зайца-беляка и голыми руками валит в снег матерого секача, мейстер Филипп радовался столь заразительно, что все лица озарялись ответными улыбками. На пирах и балах, в умывальне, личных покоях наследника и коридорах замка, его сухопарая фигурка везде сопровождала герцогского сына, двигаясь слегка вприпрыжку, будто грач в поисках зернышка. К нему привыкли сразу. Соглашались, что гость – чрезвычайно приятный собеседник, особенно когда болтает о всяких милых пустяках. О каких именно? Да что вы! нет, а все-таки?.. ну, о погоде… и вообще…

(c) Олди "Богадельня" первая страница.
7 лет назад | Ответить
Эльвира Плотникова
Эльвира Плотникова 24 Декабрь 2014 19:10
– Дайте нарзану, – попросил Берлиоз.
– Нарзану нету, – ответила женщина в будочке и почему-то обиделась.
– Пиво есть? – сиплым голосом осведомился Бездомный.
– Пиво привезут к вечеру, – ответила женщина.
– А что есть? – спросил Берлиоз.
– Абрикосовая, только теплая, – сказала женщина.
– Ну, давайте, давайте, давайте!..
Абрикосовая дала обильную желтую пену, и в воздухе запахло парикмахерской. Напившись, литераторы немедленно начали икать, расплатились и уселись на скамейке лицом к пруду и спиной к Бронной.
...
– Фу ты черт! – воскликнул редактор, – ты знаешь, Иван, у меня сейчас едва удар от жары не сделался! Даже что-то вроде галлюцинации было, – он попытался усмехнуться, но в глазах его еще прыгала тревога, и руки дрожали.
...
Думаю, все узнали отрывок. Первая страница, между прочим.)))
Ну, и еще один пример.
...
Генерал ходил взад и вперед по комнате, куря свою пенковую трубку.
Увидя меня, он остановился. Вероятно, вид мой поразил его он заботливо
осведомился о причине моего поспешного прихода. - Ваше превосходительство, -
сказал я ему, - прибегаю к вам, как к отцу родному; ради бога, не откажите
мне в моей просьбе: дело идет о счастии всей моей жизни.
"Что такое, батюшка?" - спросил изумленный старик. - "Что я могу для
тебя сделать? Говори".
- Ваше превосходительство, прикажите взять мне роту солдат и пол-сотни
казаков и пустите меня очистить Белогорскую крепость.
Генерал глядел на меня пристально...
...
По-моему, во всем должна быть мера.
7 лет назад | Ответить

Открыть ветку

Ответов: 6

Последний комментарий ветки:

Закрыть ветку

Роберт Зингельштайнер 26 Декабрь 2014 13:40
Эльвира Плотникова, Кстати, хорошие примеры.
Обратите внимание, что автор назвал Берлиоза дважды по фамилии и один раз его должностью, чтобы было понятно, что из двух литераторов один редактор. При этом второго он назвал Иван в прямой речи.
Прямая речь вообще удобный способ новой характеристики персонажа.
Сам автор назвал генерала, стариком. Но, очевидно же что обращаясь к нему будут говорить не "старик" и не "генерал", а по имени (жена), имени-отчеству (коллеги) и титулу (подчиненные). Собственно, мы это видим, причем само обращение четко показывает отношения между героями.
В первом варианте простое "Иван", а не Иван Иванович, говорит, что редактор или друг второго литератора, или начальник иначе бы он обратился по имени-отчеству. Кстати, обращение в виде "знаешь, Ваня" говорило бы о слегка другом оттенке отношений (покровительственные) и разнице в возрасте.
Вывод: прямая речь это не тот как автор называет персонажа, а как герои. Поэтому здесь другие правила. Обращения в диалогах призваны характеризовать отношения между персонажами и лишь косвенно характеризовать того, к кому обращаются. Между прочим, в диалогах стоитследить, чтобы между одними персонажами не было "Иван, Ваня, Ваньчик и т.д." (такое бывает в разных удаленных частях романа) все обращения должны соответствовать "уровню отношений". А то читаешь в начале романа начальник "Иван Иванович", а через пол-книги просто "Иваныч" (и это не пьянка на корпоративе, а просто у автора сменилось настроение спустя месяц работы над романом)
7 лет назад | Ответить
Лариса Куролесова 24 Декабрь 2014 13:12
Пример, конечно, улыбает :) , но речь страшного существа кое в чем спорна. В пристойно написанном тексте вполне могут иметь место, скажем, имя и прозвище или полное имя и уменьшительное (одно!). Потому что гг может думать о себе как о "Светлане" или даже какой-нибудь "Светлане Степановне", а родные и друзья будут называть ее "Светик", например, или "Ланочка". Это вполне в порядке вещей - редакторы в курсе. :)
"Воин", "сталкер" или "ведьма" хороши, когда читатель уже ЗНАЕТ, что этот герой - именно воин, сталкер или ведьма. А в начале произведения, когда на Свету только напало страшное существо, никому еще не известно, что она "смелая искательница приключений". :)
7 лет назад | Ответить

Открыть ветку

Ответов: 4

Последний комментарий ветки:

Закрыть ветку

Лариса Куролесова 25 Декабрь 2014 17:41
Андрей Левицкий, Спасибо, что не разочаровали с ответом! :) С наступающим, всех благ, добра и творческих успехов! :)
7 лет назад | Ответить
Варя Медная 24 Декабрь 2014 08:26
Гм, а вот насчёт последнего любопытно. Дело в том, что недавно где-то на литературном сайте прочитала, что, мол, когда пишем о герое от третьего лица, то лучше называть его либо по имени, либо использовать местоимение (ну, там, Ваня, он). Но, если вдруг скажешь про него "мужчина" или "слесарь", то происходит некое дистанцирование, ибо мы фактически смотрим на мир глазами героя, а сам он в таких терминах о себе думать не будет... А вы как поступаете?)
7 лет назад | Ответить

Открыть ветку

Ответов: 7

Последний комментарий ветки:

Закрыть ветку

Лариса Куролесова 24 Декабрь 2014 18:52
Андрей Левицкий, А у вас в каждый момент времени действует только один герой? :) У меня обычно их больше. :) И в ситуации, например, когда в комнате сидят и разговаривают пять женщин, и одна из них, скажем, идет закрыть окно, "девушка" будет означать, что она самая молодая из присутствующих. Аналогично в ситуации, когда, допустим, беседуют эльфийка, старушка и инопланетянка-наемница, та же "старушка" будет вполне к месту, конкретизируя, кто произнес именно эту фразу. Про такие случаи я и говорила. Чтобы не повторять раз за разом имя, вполне можно воспользоваться нейтральным "девушка", "мужчина" и т.д.
А у каждого редактора есть собственные способы отличить умелого автора от неумелого - и количество имен-прозвищ-названий вряд ли у кого-то входит в "первую десятку" этих способов. Говорю как квалифицированный редактор. :)
7 лет назад | Ответить
Григорий Неделько
Григорий Неделько 24 Декабрь 2014 12:39
Я в целом согласен (пример, кстати, зачётный), но моя рок-н-ролльная/брейк зе руллс натура иногда форменно заставляет меня через три-четыре-пять абзацев, где я называю ГГ только именем, фамилией и местоимением придумать ему ещё какое-нибудь название. Иногда - просто чтобы не потерять форму. (В р-н-р, кстати, так импровизирующие музыканты делают, чтобы постоянно одно и то же не играть.)
7 лет назад | Ответить

Открыть ветку

Ответов: 3

Последний комментарий ветки:

Закрыть ветку

Григорий Неделько
Григорий Неделько 24 Декабрь 2014 16:24
Андрей Левицкий, Ну, я тоже считаю - если правильно вас понял, - что важно уметь пользоваться, как бы ни писал.
7 лет назад | Ответить
Хель Труда 24 Декабрь 2014 09:15
Я недавно читала книгу, точнее-начала читать. Неплохая задумка, нормальное исполнение, но имена!!!! более зубодробильных имен я не встречала в своей читательской практике еще ни разу. Огромное ко-во героев, второстепенных персов и все эти Абдрмут'хай-ибн'Дрэз из клана Светлячков...меня просто убили. Бросила на третьей странице. Лучше бы это были девушки, продавщицы и прочие Ланы, Светы ))
7 лет назад | Ответить

Открыть ветку

Ответов: 3

Последний комментарий ветки:

Закрыть ветку

Варя Медная 24 Декабрь 2014 15:38
Андрей Левицкий, Даже если имя соответствует образу персонажа, но при этом с первого (и даже со второго раза) не читается, то это уже не есть хорошо: мало кто будет возвращаться и перечитывать по складам это имя, особенно, если это просто один из героев)
А со вторым случаем согласна, именно про это и говорила: имя может быть длинным, но при этом легко читаемым и запоминающимся:)
7 лет назад | Ответить
1 2 

TIME:0,148
QUERIES: 62