ГлавнаяСтатьиРазмышления о российском фэнтези

Размышления о российском фэнтези

Российское фэнтези как новое  явление в современном литературном процессе.

 

Natalia Andrianova

 

              В России за каких-нибудь 30 лет произведения жанра фэнтези стали столь популярны, что занимают первую строчку по продажам. Этот процесс несомненно показателен, однако имеет и оборотную, негативную сторону. Прежде всего, это опасность планомерно влиться и раствориться в массовой литературе, литературе, не имеющей художественную ценность, так как по сути своей вторична и имеет целью коммерческий  успех писателя. Например, Юрий Никитин, совершенно не стесняясь написал пособие, как заработать миллион на книгах, в частности, жанра фэнтези.

         Эта существенная опасность, между тем, не умаляет достоинств нового жанра, так как российское фэнтези, оформившись первоначально, как авторские переводы и прототипы западных фэнтезийных саг (особенно популярен был несомненно Толкин со своей знаменитой трилогией «Властелин колец»), сейчас обрело свою, собственную литературную традицию и национальный колорит.

         Так, психологическое фэнтези на российской почве обрело мощное распространение. Традиции Ф.М. Достоевского, для которого важно было психическое поведение героя, поставленного автором в экстремальные социальные условия, для которого важен был эксперимент над стойкостью характера героя, над его душевными качествами, сродни современным фэнтезийным писателям – супругам Дяченко («Привратник», «Ритуал», «Скурут», «Ведьмин век»), отличительная черта творчества которых – темные и светлые проявления человеческой натуры. Для них фэнтезийный мир важен только для того, чтобы высветить героев, помочь читателю через их страдания, переживания разобраться в собственных страстях и страхах. Несомненно в этом проявляется связь с творчеством Леонида Андреева, глубоко проникающего в сокровенные тайники души человеческой. (Например, «Бездна»)

         Стоит заметить, что стало популярно в последнее время и пародийное фэнтези, прочно укоренившееся на традициях авантюрного и плутовского романа, народных театров 17 века, скоморошества, а также классиков сатиры – Салтыкова-Щедрина и Гоголя. Самыми яркими представителями этого литературного подвида фэнтези являются Михаил Успенский и супруги Лукины. Взяв знакомые с детства российскому читателю мифологические и литературные архетипы (как то Колобок, залихватский, удачливый Иванушка дурачок, оказавшийся самым премудрым в мире, водяной, оказавшийся Ихтиандром и т.д.), Михаил Успенский ткет нить несомненно оригинального, вобравшего в себя традиционное русское зубоскальство, особенности национального характера и его народную философию, художественного полотна. Примечательны трилогия о Жихаре («Там, где нас нет», «Время оно», «Кого за смертью посылать»), затем «Устав соколиной охоты» и «Посмотри в глаза чудовищ».

         И, конечно, же нельзя обойти в своем докладе классические варианты фэнтезийных произведений – героическое и эпическое фэнтези. В этом направлении работают многие российские авторы: Ник Перумов, Г.Л. Олди, Брайдер и Чадович, Макс Фрай, Мария Семенова и многие другие.

         Особенность же российских авторов в том, что созданный ими мир фантазии (в переводе с английского fantasy – фантазия), тяготеет не к внешней обрисовке сюжета, не к описанию увлекательных приключений персонажей, а к философским, вечным проблемам, к выражению через ирреальный мир гипертрофированные недостатки нашего социального устройства, или же, наоборот, идеала, что связывает ее с утопией и антиутопией.

         В целом же,  фэнтези довольно перспективный литературный жанр.

«Фантазирование, - говорил Дж.Р.Р. Толкин - это натуральная тенденция в психическом развитии человека. Фантазирование не оскорбляет рассудка, не вредит ему, не затушевывает истины и не притупляет стремления к познанию. Наоборот, более живой и вникающий в суть вещей разум способен творить более прекрасные фантазии».

         Хочется отметить, что русское фэнтези активно развивается. И в силу традиционной для русской литературы философичности, анализу психологии и социологии его ждет блестящая будущность, если оно минует опасности влиться в массовую литературу.

«назад в статьи
Теги: фэнтези, Андрианова Наталья
21 комментариев
Анна Алмазная 04 Май 2015 21:40
Юрий Никитин, насколько я помню, писал пособие для авторов, а не для авторов-фэнтезистов. И как человек его прочитавший (в отличие от автора статьи, иначе бы автор так не лажал, сорри уж), я точно знаю, что все советы из этой книги применимы при желании к любому жанру. Но вообще не суть... Насчет Дяченок и их психологизма я очень даже с автором согласна. Но есть еще та же Берг, есть еще Стюард и много других, которые по своему качеству дадут жару почти всем авторам "серьезной литературы".
6 лет назад | Ответить
Олеся Шмакович 09 Ноябрь 2014 10:48
Да что ж вы всё зациклились на Толкиене-то? К. С. Льюис написал «Лев, колдунья и платяной шкаф» в 1949 году, а свет эта книга увидела в 1950-м, то есть за 2 года до публикации «Властелина колец», законченного в том же 1950-м. Да и до Льюиса были произведения, которые вполне можно причислить к фэнтези. Тот же «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура», впервые опубликованный в 1889 году или книга Томаса Мэлори о Короле Артуре и рыцарях круглого стола, изданная аж в 1485 году. Так что это ещё вопрос кого считать основателем жанра.
Согласна, с тем, что фэнтези имеет много общего со сказкой. Как метко выразился современный философ Константин Крылов, в фэнтези сказочный сюжет излагается языком реалистического романа (цитата не точна, но общий смысл примерно такой). Но ещё Пушкин недаром заметил, что сказка – ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок» и красным девицам тоже. Льюис, к примеру, был богословом, поэтому его книги пронизаны глубоким философским смыслом, в них на каждом шагу встречаются библейские аллюзии. Дж. Мартин при создании «Песни льда и пламени» во многом опирается на историю Англии, в частности войны Алой и Белой Роз. Так что категорически не согласна с тем, что абсолютно всё фэнтези – это мусор и ширпотреб.
7 лет назад | Ответить
Натали 23 Октябрь 2014 07:08
Интересная статья, особенно привязки к классике
7 лет назад | Ответить
Иван Демагин
Иван Демагин 18 Октябрь 2014 19:28
"Повелитель колец"? Серьезно?
7 лет назад | Ответить
Aimer
Aimer 15 Август 2014 22:11
Российское фэнтези - это мусор. Само по себе фэнтези - это коммерциализированные сказки народов мира. Был Кощей - стал Саурон (грубо говоря). Никакой ценности кроме развлечения фентези никогда не несло и нести не будет. Если через фольклор можно заглянуть в историю, то через фентези можно заглянуть в клоаку.
Что касается современного нашего фэнтези. Все делится на два типа:
1. Мужское (поподанец-всемнадаванец с калашом против немытых дикарей)
2. Женское (жырная бухгалтерша в этом мире обязательно станет принцессой в другом, причем не путем фитнеса или салонов красоты, а просто так, по щучьему велению).
"Классики" вроде Семеновой капитально провисают именно в выдуманном жанре. Если повести, имеющие под собой реальные исторические основы ("Викинги") - дюже годные, то все остальное - полная лажа.
Кто это читает и зачем все это печатают - загадка. Но раз есть предложение, видимо, есть и спрос. А это печально.
7 лет назад | Ответить

Открыть ветку

Ответов: 3

Последний комментарий ветки:

Закрыть ветку

Иван Демагин
Иван Демагин 18 Октябрь 2014 19:27
Aimer, Про мусорность любовных романов и попаданческого ширпотреба согласен. Но характеристика фэнтези в целом - неверная. Толкин может и преобразовал сказки, но после него был Сапковский, Мартин, Сальваторе (трилогия "Темный эльф"). Эти книги учат жизни, имеют смысловое наполнение, которое явно не относится к "сказкам", а философичность некоторых можно сопоставить с мировой классикой.
7 лет назад | Ответить
Chemer 10 Июль 2014 14:33
Хорошая статья) Ребят, как раз подскажите какое нибудь хорошее российское фентези, но только что бы там не было героев из наших русских сказок.
7 лет назад | Ответить

Открыть ветку

Ответов: 5

Последний комментарий ветки:

Закрыть ветку

Иван Демагин
Иван Демагин 18 Октябрь 2014 19:23
Chemer , Пехов и Ник Перумов - это уже своеобразная "классика"
7 лет назад | Ответить
Nina Tsyurupa
Nina Tsyurupa 26 Сентябрь 2014 12:00
Извините, автор, а что у вас с русским языком?

"Массовой литературе, литературе, не имеющей художественную ценность". "Выражению через ирреальный мир гипертрофированные недостатки нашего социального устройства". Словоупотребление: посмотрите в словаре значение слова "прототип".

Повторы, синтаксические ошибки... Это непрофессионально и снижает доверие к статье и так, между прочим, сомнительного качества.
7 лет назад | Ответить
Симоненко Елена
Симоненко Елена 24 Сентябрь 2014 11:52
Перед написанием любой статьи следовало бы проверить достоверность фактов.

"В России за каких-нибудь двадцать лет произведения жанра фэнтези стали столь популярны, что занимают первую строчку по продажам."
Полная ложь и неправда. Фэнтази в России никогда не занимало первую строчку по продажам - статистика Книжной Палаты тому свидетельство.

"Например, Юрий Никитин, совершенно не стесняясь написал пособие, как заработать миллион на книгах, в частности, жанра фэнтези."
У Юрия Никитина нет такого пособия, где он говорил бы как заработать миллион, а есть скромное пособие "Как стать писателем".

"Толкин со своей знаменитой трилогией «Повелитель Колец»"
Общеупотребительное название саги "Властелин колец"
7 лет назад | Ответить
Екатерина Цибер 18 Июль 2014 12:11
Случайно (сестра заставила) вчера посмотрела японское анимэ "Алиса в стране сердец" - изумилась! Как сценаристы вывернули "Алису": нашли глубочайший философский смысл (не тот, что у автора:), каждого героя превратили в символ определенного чувства или комплекса. Немного страшно, хотя для самой Алисы оставлен хэппи-энд (не для ее сестры, к сожалению). Оч.рекомендую посмотреть всем, кто любит фэнтези. (Анимэ в принципе не люблю. Рисунки не очень. Но этот мульт - потрясающе хорош по смыслу.)
7 лет назад | Ответить
Natalia Andrianova
Natalia Andrianova 21 Июль 2014 09:19
Екатерина Цибер, Спасибо бльшое, Екатерина! Обязательно посмотрю, скажу потом своё мнение!
7 лет назад | Ответить
Екатерина Цибер 09 Июль 2014 15:44
Очень правильная статья. Особенно то, что мы рискуем плодить ширпотреб. Но и то правда, что русское фэнтези имеет свой колорит.
Я, например, зачитываюсь романами о Лукоморье Светланы Багдериной (на СИ). Взяла она знакомых нам по сказкам героев, но благодаря таланту создала с ними оригинальный Белый Свет.
Самое лучшее в российском фэнтези - души героев.
Спасибо за статью!
7 лет назад | Ответить

Открыть ветку

Ответов: 2

Последний комментарий ветки:

Закрыть ветку

Екатерина Цибер 15 Июль 2014 17:31
Natalia Andrianova, Пожалуйста! :)
Всегда приятно встретить отличный аналитический материал. И правду писать - тоже приятно.
Сил вам! :)
7 лет назад | Ответить

TIME:0,160
QUERIES: 67