Главная
Блоги
Маша Каверина
15:47 / 29.5.2015 73
(3 оценки)

Давать или не давать? (электронку:)

Сейчас издатели отбирают авторов из интернета толпами. Почти вся "Альфа-книга" из таких писателей, почти все "Колдовские миры", "Магические академии", "LitRPG", "ВарГеймы" и "Руны любви". Только кто-то стал немного популярнее, сразу к нему бежит, спотыкаясь, группа редакторов, отталкивая друг друга и потрясая ворохом листков с договором на книгу, взволнованно выкрикивая тонкими голосками: "Давай ко мне! Я тебя хочу! Давай обнимемся!" Вот недавно - некая Стейс Крамер, "50 дней до моего самоубийства",   куча прочтений, куча оценок и коммов, ее тут же купило издательство, напечатали, потом допечатали, потом еще, еще, вот вам и нишевый молодежный бестселлер получился. Чисто из Сети.

 

Так я о чем. Платят издатели теперь совсем мало. Кризис у них. У всех кризис, а у них вдвойне. Жалкие рублики, особенно самиздатовским авторам из Сети. Потому что для такого автора опубликоваться - это приз, пусть и денег совсем чуток. Так издатели еще ведь и норовят забрать эксклюзивные права на продажу электронки! Причем отдают за нее совсем уж смехотворные проценты. И вот я хотела спросить у писателей: ВЫ ЧТО, БОЛЬНЫЕ НА ГОЛОВУ?! Вас книжная публикация все еще так возбуждает, что отключаются высшие отделы головного мозга, и вы отдаете права на электронку на 5-7 лет?!! Эксклюзив!!! Хотя всем уже понятно, что через год-другой на электронке будет основной заработок? Да ведь и сейчас уже на ней очень многие зарабатывают прилично. Просто это нужно уметь делать, а не вываливать на Самлибе свои тексты целиком и вешать вверху странички сиротливые кошелечки, надеясь, что к ним потянется очередь добрых душ с воздаянием за ваше творчество.


Вот смотрите: за электронку издатель вам какие проценты отдает? 10%? 15-20%? Он издает книгу, вы получаете за нее свои несколько (мало!) десятков тысяч рублей (причем далеко не все получают авансы - некоторые по полгода-год ждут), и потом, спустя месяц, издатель передает договор на текст на Литрес.

Литрес платит бумажной редакции 25-30% от продаж.

А та платит вам 10% от полученных 25%. Ну пусть даже 20% от полученных 30%... То есть книга стоит на Литресе 99 рублей. Он перевел "бумажникам" 33 рубля. Вы получили 6.6, из которых выплатили налог (потому что издательство его сразу удержит)… Вуаля, ваших 6 рублей. Из 99!

Знаете, как это выглядит?  :)

Издатель ставит вас возле своего большого редакторского стола, нагибает в удобную для себя позицию, а потом… сворачивает из своих жадных до денег пальцев большую-пребольшую розовую дулю и сует ее вам под нос. И эта дуля – единственное, что вы будете видеть вместо денег за электронку на протяжении 5-7 лет! А через 5-7 лет ваше произведение морально устарело и вообще не продается.

А ведь у нас появится русский Амазон, Гугл-книги, будет ЛитЭра, работает Фейсовет, другие магазины. Рынок электронки растет, и в ближайшие годы все магазины и платные самиздаты электронных книг, кроме самых идиотски устроенных, будут развиваться, и денежная масса на этом рынке будет расти. А вы будто сами себя запираете в темную затхлую кладовку с табличкой на двери "Я отдал эксклюзив на электронку". И уныло сидите там в пыли и паутине, по которой ползают, шевеля лохматыми лапками, ушлые редактора. И слушаете, как за стеной в большом светлом банкетном зале гудят радостные голоса тех, кто, оказавшись сообразительней, отдает только неэксклюзивные права на электронку, и как шелестят купюры в их руках.

Поймите правильно. Я не против бумажных публикаций. И книжный издатель - не враг. Наоборот, в большинстве это хорошие люди, озабоченные закатом эпохи бумажной книги. Мы все в одном "Титанике".  Но должна же быть какая-то справедливость! И если вы сами о себе не позаботитесь - никто о вас не позаботится. Что ж вы так, товарищи, ну зачем вредить самому себе? Просто откажитесь отдавать издателю эксклюзивные права на электронку, это же нетрудно, настоять на своем. Ведь речь идет не о том, чтобы вообще не отдавать их – речь идет про не эксклюзив. Поймите, большинство из вас «бумажным» гонораром не компенсируют многолетние потери из-за отсутствия собственной продажи электронных книг. Если сбиться в профсоюз, даже совсем неформальный, и дружно отказаться - издатель ничего не сможет сделать. Потому что на самом-то деле он в вас заинтересован не меньше, чем вы в нем. А сейчас, с кризисом, во многих из вас - так и больше.

73 комментариев
Болотонь Елена
Болотонь Елена 07 Сентябрь 2015 13:31
Отличная статья!
3 года назад | Ответить
Лидия дударева
Лидия дударева 13 Август 2015 17:25
Спасибо огромное за дельные и во-время данные советы!
3 года назад | Ответить
Оля Жакова
Оля Жакова 30 Май 2015 10:31
На самом деле очень дельные вещи говорит Маша. Бумажное книгоиздание довольно быстро подыхает. Через год-другой серии отомрут, и печататься будет негде. Если издатели подумают головой, то будут искать качественные тексты и работать с каждым, от доводки текста до ума до продвижения, как, собственно, на западе делается. И молодым и начинающим, молодым и талантливым, немолодым, продолжающим, неталантливым, короче, всем остальным останется интернет, то есть - электронка. Это будет единственный по факту путь к читателю, неважно, с продажами и без. И в такой ситуации отдавать издателю эксклюзивные права на электронку - большая глупость, да. Призрачные миры разиваются очень хорошо, есть куча других магазинов и сайтов, ЛитЭра эта появится - в общем, постепенно народ перейдет на электронку преимущественно, а постепенно и на покупку книг. И на электронке вообще-то можно заработать не совсем уж смешные деньги, а вполне себе даже приличные, лично знаю примеры.
3 года назад | Ответить

Открыть ветку

Ответов: 7

Последний комментарий ветки:

Закрыть ветку

Alex Fatalex
Alex Fatalex 10 Июнь 2015 18:06
ГЕЛИАЛ, "Я бы тоже глянул ссылочку на документ этот, что-то не вижу ее нигде в теме." Не очень внимательно смотрели, хотя да, просмотр тут не самый удобный, как и поиск. Ок задублирую еще раз, материал имно этого стоит, формат pdf.

Книжный рынок 2013-2014 (ессно Россия)
http://www.bookunion.ru/doc_news/knizhnyy_rynok_2013_2014.pdf
Российский книжный союз (если кто в курсе)+ЖУРНАЛ «КНИЖНАЯ ИНДУСТРИЯ»
3 года назад | Ответить
Георгий Смородинский
Не знаю как у кого, но ЭКСМО в этом плане поступает очень порядочно. Права на распространения произведения на других языках и права на продажу электронки мне отдали без вопросов. Стоило только спросить. Другой вопрос то что я тоже стараюсь быть порядочным со своей стороны и пока книга не появится на литресе, электронные копии продавать не намерен.
PS. Ну а те кто не читая подписывает договор, извините. какие к издательству претензии если вы не удосужились его прочитать?.
3 года назад | Ответить

Открыть ветку

Ответов: 10

Последний комментарий ветки:

Закрыть ветку

Георгий Смородинский
Алия Шакирова, Какая Вы доверчивая =). Если Вы не Мартин, то, думаю, с Вами вряд ли кто-то захочет судиться. Это при том, что Вы грубо наплюете на все договоренности. Издательству дороже встанет =).
А если серьезно - просто поговорите с издательством. Там нормальные люди, как правило.
3 года назад | Ответить
ГЕЛИАЛ
ГЕЛИАЛ 07 Июнь 2015 12:11
Звучит все красиво, но на самом деле.
1) Издатель пошлет вас лесом, со всеми претензиями, если вы не топовый писатель.
2) Издатель продвигает книгу, предоставляет услуги корректоров, художников, сайты издательств сами по себе не плохо продают электронную литературу.
3) Пираты не дадут вам заработать с электронных текстов, да есть угасающая тенденция, но пока еще лучше сначала продать бумагу только потом начинать электронные продажи.
4) даже если вы талант, не факт, что вас заметят среди тех мегатонн графомании, которой наполнен самиздат и тп. В издательстве хотя-бы фильтруют самую чушь.
5) Переидти на электронку никогда не поздно, врятли многие тут пишут такие супер произведения, о правах на которые стоит беспокоиться, издатель сделает вам имя, пусть небольшое, а дальше вам будет проще написать нвоую книгу и продавать, как хотите.
3 года назад | Ответить
Оля Жакова
Оля Жакова 29 Май 2015 21:53
Можно я свои пять копеек вставлю? Ошибочка у вас в заголовке, уважаемая, прямо на самом видном месте. Если вы открываете скобочку, то надо ее и закрыть. Скобочка смайлика - это часть смайлика, а не закрывающая скобочка. Правильнее будет вот так: (электронку:)).
3 года назад | Ответить

Открыть ветку

Ответов: 6

Последний комментарий ветки:

Закрыть ветку

Оля Жакова
Оля Жакова 31 Май 2015 21:59
Антон Салтыков, Хорошо сказал поэт, хоть я с ним и не согласна:). Как по мне, здесь дело больше в слишком большом различии культурного\социального\прочего бэкграунда плюс интернет как отсутствие возможности считывать невербальную информацию. Когда образованный народ переписывался бумажными письмами, культурный багаж был примерно один, поэтому юмор, иронию, иносказания, интонацию - все понимали без смайликов. В наше время всеобщего образования и расслоения культуры, кучи субкультур, а также стремительности и обезличенности сетевого общения - смайлы появились, можно сказать, закономерно. :).
3 года назад | Ответить
Виктор Лугинин
Виктор Лугинин 29 Май 2015 17:29
Зарабатывать на электронке у нас в ближайшие годы - это даже не смешно. Согласен, есть люди, которых будут покупать хорошо. Но таких единицы. Это знаете, даже на карманные расходы не хватит... Вот в Штатах дело другое.
3 года назад | Ответить

Открыть ветку

Ответов: 4

Последний комментарий ветки:

Закрыть ветку

Оля Жакова
Оля Жакова 31 Май 2015 21:53
Виктор Лугинин, В Штатах, кстати, история такая же, если не хуже: там хорошо зарабатывают не единицы, но в процентном соотношении примерно то же самое. Малая доля зарабатывает большие деньги, кое-кто зарабатывает кое-что, а большинство не зарабатывает на электронке почти ничего.
3 года назад | Ответить
Хмельницкая Т.
Хмельницкая Т. 29 Май 2015 16:24
Ну, толпами не ходят издатели и не перекупают, а все еще по-старинке выпендриваются - так что с этим пунктом не согласна))
Во всем остальном... Да, так и есть. Могу честно сказать на "Призрачных мирах" (в тексте Фесовет) я почти с основания. Ряды подписчиков интернет-магазина пополняются, как и скачивания книг.
На днях имела разговор с одной девушкой-писательницей. Она оценила одну мою книгу и сказала, что я наконец нашла свою нишу и книга великолепная. Я ей поверила, ибо она смотрела на мой текст не глазами простого читателя, а человека пишущего. И меня вдруг прорвало, что вообще надоело писать, ведь издательства не желают замечать таких как я. На что она спросила сколько я заработала за книгу, что вот мы обсуждали с момента ее выхода в ПМ. Боже мой! За три месяца - гонорар что может предложить издательство начинающему писателю. Я сразу перестала ныть и с упорством барана продолжаю работу над второй частью. Так стоит ли ждать признания от редакторов, если люди проголосовали рублем? И аудитория того же ПМ растет, а значит возможность получить новых читателей тоже, ведь с электронной книгой проще в метро, электричке, на пляже, на пикнике. Почему? Она весить мало.
Да, чтоб быть совсем честной, я отправила этот роман в издательство, и даже туда позвонила. Пафосно мне там ответили, что только в случае ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО решения вопроса по моей книге мне ответят. Что за гонор у редакторов? Или так приятно, чтобы человек томился ожиданием три месяца? Лучше ПМ.
3 года назад | Ответить

Открыть ветку

Ответов: 11

Последний комментарий ветки:

Закрыть ветку

Алия Шакирова
Алия Шакирова 31 Май 2015 11:50
Георгий Смородинский, У меня в среднем больше посещений было на СИ у Крыла того же, пока выкладывала и не отдала на ПМ... и что-то РЛ пока не особо жалуют его.
На Фб меньше посещений было. Но при этом, я не давала даже на СИ ссылей, так что...
А Единственная в пасмурные дни до 400 набирает посещений уникальный - и никакие издательства не бегают.
Мне кажется, просто тут нужна изрядная доля везения.
3 года назад | Ответить
Алиса Одинцова
Алиса Одинцова 29 Май 2015 16:02
Это актуально для тех, кто всерьез намерен зарабатывать литературным трудом.
3 года назад | Ответить

Открыть ветку

Ответов: 4

Последний комментарий ветки:

Закрыть ветку

Alex Fatalex
Alex Fatalex 30 Май 2015 22:10
Георгий Смородинский, Ну я честно говоря шапку подпаливать не собирался, хотя и сознаюсь что 4494 вполне конкретное число, но сообразил уже "опосля". Как говорится просто под руку попалось, и пример нормальный имно, как можно при правильном подходе норм рейт получить без "элитных" бонусов.
"Я считаю. что нужно писать о том. что ты знаешь." Ага и много найдется людей которые даже себе скажут обратное ?
"И быть честным с самим собой." А в курсе вообще, что изменившиеся парадигмы воспитания привели к появлению людей которые могу убедить даже СЕБЯ в том, что действительность такая какая нужна, а не такая какая она есть ? А так оно конечно, все хорошо прекрасная маркиза. Одна беда, только на СИ больше 100к пейсателей. А в Союзах на все три (кстати показательное деление) тыщ 15. Причем из них, куча всякого г**** немаленькое количество (вспоминаем Б. Сивко и прочий шит).
3 года назад | Ответить
Олег Гилязетдинов
Олег Гилязетдинов 30 Май 2015 00:41
А чем так популярна книга "50 дней до моего самоубийства"? Почему её все с интересом читают? Судя по аннотации и комментариям на "Самиздате" - это обычная история девочки-подростка которую написала девочка-подросток.
3 года назад | Ответить

Открыть ветку

Ответов: 2

Последний комментарий ветки:

Закрыть ветку

Антон Салтыков
Антон Салтыков 30 Май 2015 11:04
Хель Труда, и зачем кому-то впрягаться в заведомо слабую книгу? Где логика? )
3 года назад | Ответить
1 2 

TIME:0,138
QUERIES: 64